«Кризис – это трамплин, к которому ты морально созрел, но практически не готов…»

 Октябрина Лисовская, управляющий партнер Группы социального бизнеса О2, Глава общественной организации «Центр социального лидерства»


1.Близка ли Вам по духу фраза:  "В условиях кризиса выигрывает тот, кто первым понимает, что от старого мира все равно придется отказаться"?
Эта фраза не просто близка мне по духу, она составляет фундамент моего мировоззрения. Я никогда не воспринимаю «кризис» как катастрофу. «Кризис» для меня означает лишь одно: «изменение стратегии». Поскольку кризис глобальное явление, на существование которого в настоящем повлиять невозможно, я выбираю стратегию и тактику «сёрфера», которые заключаются в  молниеносном реагировании на внешние и внутренние запросы социума и партнеров. 
При этом, ключевым элементом  выживания любой организации становится сохранение команды и усиление этики. Воспитать лидеров, разделяющих ценности организации, очень сложно. Если лидерские программы в организации рабочие, они дадут отдачу во время кризиса. Мы поддерживаем постоянную связь со студентами нашего проекта «СТРУМ» (Стратегии развития украинской молодежи) и наблюдаем высокий уровень самоорганизованности, корпоративной ответственности и лояльности. Этот проект направлен на обучение и формирование Лидерства, преодоление дефицита практических знаний и компетенций у молодежи. Мы осознаем, что воспитание и обучение молодых специалистов сегодня – это устойчивость и успех в будущем.
 
2.Нынешняя ситуация в стране 100% затронула все сферы деятельности. Приходиться осваивать новые механизмы для того, чтобы «остаться на плаву». Используете ли Вы какие-нибудь новые механизмы в своем бизнесе?
Да, конечно же. Мы больше стали работать как фандрайзеры и тьютеры. Если ранее нашими Заказчиками выступали коммерческие организации, то сейчас, пока бизнес замер в ожидании определения ключевых государственных персоналий, мы работаем с чиновниками всех уровней нынешней власти, международными НКО и посольствами. 
Международные организации высоко оценивают наши разработки с использованием технологий социального маркетинга.  Во всем мире – это очень развитое и востребованное направление. Один из наших Проектов - Форум «Лучшие социальные проекты Украины» получил поддержку международных экспертов социального предпринимательства из разных уголков мира, которые готовы осенью этого года, поделиться с нами своим опытом и рекомендациями на международной конференции, запланированной в рамках Форума. 
Наши проекты межсекторного партнерства («ДИАЛОГ», «Детство-территория безопасности» и другие инициативы), а также проекты для рынка B2C (MyBook – курс он-лайн обучения для мам и «Сонячна країна» – уникальный культурно-образовательный центр семейного досуга в украинских народных традициях)  вызывают заинтересованность  и государства и международных НКО.  Насколько сильна заинтересованность, покажет время.

3.Как Вы думаете, может ли социализация бизнеса стать действенным механизмом для преодоления кризиса?
Изучая опыт успешной имплементации реформ по социальному предпринимательству в различных странах, таких как  Великобритания, Северная Корея, Сингапур, Индия, Бангладеш, можно с уверенностью сказать, что развитие социального предпринимательства в Украине это максимально эффективный и быстрый  путь для: 
а) преодоления коррупции в сфере государственных тендеров; 
б) преодоления бедности и создания новых рабочих мест; 
в) решения насущных социальных запросов общества и в глобальном аспекте - формирование принципиально новой модели экономики, постепенно исключающей неравенство капитализма, разрушение окружающей среды, нарушение общечеловеческих прав и т.д. 
Не стоит забывать о том, что Потребитель давно преобразовался в стрейкхолдера, и требует от бизнеса максимально комфортные, разумные, экономные, значимые продукты и предложения; требует разделения своих моделей поведения и социальных ценностей.

4.Используете ли Вы инструменты социального маркетинга в своей деятельности? Расскажите о Ваших наибольших достижениях в этой сфере.
Все программы и проекты, которые реализует наша компания, разработаны и проведены для достижения главной цели социального маркетинга - изменения неэффективных моделей поведения людей. Для этого необходимо  менять шаблоны и установки, которые ведут  к негативным изменениям здоровья и жизни на физическом, психологическом и духовном уровнях. 
К примеру, мы очень гордимся результатами нашей программы «Здоровая нация», стартовавшей еще в 2009 году, которая продемонстрировала значительные изменения в поведении участников. В частности (в программе приняли участие 2000 семей, проживающих в городах-миллионниках):
97% участников изменили свое отношение к выбору продуктов, режиму и рациону питания; 
до 62% участников увеличили частоту и длительность физической активности;
до 81% участников увеличили количество времени для семейного досуга. 
Еще один проект, рассказывая о котором, всегда испытываю гордость, – это образовательный проект «Азбука элетробезопасности», которую мы разработали и реализовали с «нуля» для Киевоблэнерго и Ровнооблэнерго. С момента имплементации программы в период 2008-2010 годов в киевской и ровенской областях, не было зафиксировано ни одного случая детской смертности, вызванного поражением электрического тока.
Это основные, но не все, наши достижения. Наилучшие результаты, те которых мы достигнем в будущем.

5. Как Вы думаете, какие конкретные шаги должно предпринять государство, чтобы бизнес больше уделял внимание социальным проектам?
Государство должно поддержать и гражданское общество, и социально-ответственный бизнес на законодательном уровне.  Все попытки, реализуемые экспертными кругами, ранее, не были интересны чиновникам. 
Наша компания в прошлом году также выступала с проектом Национальной декларации социальной ответственности, которую поддержали и подписали 37 представителей органов государственной власти и местного самоуправления, компаний различных форм собственности, организаций гражданского общества, высших учебных заведений, научных и исследовательских институтов. Главной целью Декларации стало создание действенного механизма эффективного взаимодействия государства, бизнеса и общества. Компании и организации, которые поддерживают внедрение современных практик взаимодействия в плоскости «власть-бизнес-общество», повышение стандартов социального развития, защиты окружающей среды и фундаментальных прав человека имеют возможность присоединиться к Декларации и создать профессиональное активное сообщество. 
Мы искренне надеемся, что в этом году, общими усилиями, мы убедим государство в необходимости и выгодности существования устойчивого бизнеса, решающего социальные проблемы. Тогда можно будет с уверенностью говорить о взаимовыгодном межсекторном сотрудничестве. 
А пока, и для классического, и для социального бизнеса тремя китами, которые помогут достичь успеха в  будущем, должны стать профессионализм, этика, социализация продуктов и услуг.
 
 

По материалам пресс-релиза